Каким инструментом и чем заделать швы в тротуарной плитке после укладки

Содержание:

Затирка швов тротуарной плитки и брусчатки: как и чем заделывать?

Сегодня практичная тротуарная плитка стала неотъемлемой частью мощеных парковых аллей, площадей, парковок и дорожек загородных домов. Долговечность, внешний вид и состояние дорожек зависит от выбранного материала, правильной укладки и заключительного этапа — затирки швов. Грамотная заделка сбережет поверхность от растрескивания и разрушения, причиной которых является воздействие внешних факторов. Поэтому вопрос, чем заделать швы в тротуарной плитке после укладки, интересует строителей.

Причины заделки межплиточных швов

Укладка вибролитого покрытия проводится на заранее подготовленную основу. Для основания выбирается песчано-цементная смесь либо армированный бетон (в случае чрезмерной нагрузки). Этот технологический этап обеспечивает устойчивость и продлевает срок службы покрытия.

В холодное время года дождевая вода и снег попадают в швы, мелкие трещины, замерзают и расширяют промежутки между брусчаткой. Материал начинает крошиться, покрываться еще большим количеством микротрещин

Поэтому затирка швов является важной заключительной стадией мощения, без которого материал отстанет от базы либо разрушится

Кроме погодных условий, негативное воздействие на состояние вымощенных тротуаров и дорожек причиняют вибрации. Если расстояние между плиткой не заполнено, в процессе езды и ходьбы она расшатывается и откалывается.

В швы попадает мусор, насекомые и химические вещества, которые также ломают покрытие.

Трава в межплиточных швах.

Разрушительное действие оказывают семена сорняков. После попадания почвы в расширения корни проросших растений давят и смещают плиту. Поверхность деформируется и рушится со временем. Чтобы избежать дорогостоящих работ по восстановлению покрытия, необходимо сразу после укладки заливать швы.

Инструменты и материалы для работы

Качественная затирка межплиточных швов предусматривает наличие специальной готовой смеси либо таких материалов:

  • марочный цемент (ПЦ400, ПЦ500);
  • песок речной либо мытый;
  • вода.

Карьерный песок не подходит для работы. Глина и примеси в составе испортят качество финальной смеси для затирки. Необходимые инструменты:

  • бетономешалка либо посуда для приготовления смеси;
  • шпатель резиновый;
  • сито для песка;
  • совок;
  • щетка или веник;
  • ведро;
  • тряпки;
  • шланг для полива.

После подготовки инструментов и приобретения необходимого для работы начинается процесс затирки.

Предварительная подготовка

Заделать швы можно несколькими вариантами:

  • с помощью бетонного раствора;
  • сухой смесью из песка и цемента;
  • специальной шпаклевочной массой.

Каждый способ предусматривает подготовку поверхности. Перед началом работ брусчатка обрабатывается водой из шланга под напором.

В случае использования бетонной основы заделка осуществляется по истечении 3 суток, после полного высыхания раствора. Укладка плитки на цементно-песчаную базу предполагает затирку щелей сразу.

С рабочей поверхности сметается мусор, расстояние между брусчаткой очищается тонким прутом, компрессором или пылесосом. Струя сжатого воздуха эффективнее и быстрее удалит лишнюю грязь, ускорит высыхание щелей. Если компрессора нет, используется старый пылесос. С помощью установки трубки на выхлопной патрубок создается своеобразный компрессор. После подготовки и чистки необходимой зоны определяется способ затирки.

Каким и чем заделать швы тротуарной плитки

Покрытие дорожек тротуарной плиткой – это красиво, модно и практично. Но чем заделать швы тротуарной плитки после ее набивки? Не затертый зазор угрожает целостности всего покрытия. Через него может просочиться вода, которая в холодное время года повредит плитку и покрытие изнутри. При монтаже стоит заранее продумать о том, как и чем будет осуществляться затирка швов тротуарной плитки. Это немаловажный вопрос, которым многие пренебрегают, а зря. Все щели следует обязательно затирать, независимо от материала покрытия.

Заделка швов плитки необходима для того, чтобы в них не завелись насекомые и паразиты, особенно когда во дворе собака.

Почему их следует затирать?

Когда человек планирует создание хорошего покрытия, то для этих целей может быть выбрана тротуарная, мраморная, гранитная или цементная плитка. Обычно такие материалы набивают на специально подготовленную поверхность, в основе которой находится смесь цемента и песка. В некоторых случаях под покрытие еще подготавливают фундамент. Широкое распространение плиточное покрытие добилось благодаря своему эстетическому внешнему виду и высокой износостойкости. Однако оно может быть разрушено рядом внешних факторов, которые вызваны нежеланием затереть щели.

Так, главным врагом подобных материалов является вода. Любой из вышеописанных материалов, из которых изготавливают декоративные дорожные и тротуарные покрытия, имеет микротрещины (или поры). При попадании воды в эти поры часто не происходит полное ее высыхание. Это приводит к скапливанию влаги в трещинках.

В итоге, с понижением температуры ниже 0о по Цельсию происходит расширение скопившейся воды, что способствует увеличению трещин. Это приводит к быстрому разрушению всего покрытия.

Схема затирки швов тротуарной плитки.

Другая причина – мусор. Мусор может быть не только мягким, но и достаточно твердым. Такой мусор при вибрациях (которые возникают при хождении и проезду по плиточному покрытию) будет физически разрушать бруски, царапая их. Бывает мусор и химически активный, который запускает разрушительные химические процессы.

Самый распространенный – гниение. Гниение опасно тем, что выделяет влагу, а также привлекает насекомых (поскольку является для многих из них источником пищи). Насекомые могут подтачивать брусчатку, а в некоторых случаях устраивать под покрытием свое жилье.

Кроме того, мусор может издавать зловония и портить своим видом дизайн дорожки.

Еще одной причиной является вибрация. Вибрация происходит под воздействием передвижения автотранспорта или человека. Она может появляться, если поблизости проходит оживленная магистраль или трамвайные/железнодорожные пути. Открытое пространство, зазоры между швами и брусчаткой легче поддаются воздействию вибрации, что зачастую приводит к отрыву плиток от основы и порчи всей дорожки.

Поэтому при обустройстве брусчатых или плиточных дорожек обязательно выполняется заделка швов.

Облицовка кирпичом: этапы работ. Выбор мастерка каменщика. Как развести цемент? Подробнее>>

Инструменты и материалы для проведения работ

Чтобы заделать швы на плиточном покрытии дорожек, потребуются следующие инструменты:

После укладки плитки швы между ними заполняют сухим песком.

  1. Шпатель резиновый. Наиболее часто используется узкий шпатель, однако его ширина зависит от формы щелей. Например, если щели представляют длинную непрерывную прямую (при прямоугольной или квадратной брусчатке), то выгоднее использовать наиболее широкий шпатель. Важный момент – материал шпателя. При работе он не должен повредить брусчатку.
  2. Сито. Для просевки песка, чтобы в нем не было крупных фракций, которые оказывают разрушающее действие на поверхность.
  3. Бетономешалка. При ее отсутствии можно использовать любую емкость для замеса раствора. При этом замес рекомендуется производить строительным миксером или дрелью со специальной насадкой.
  4. Лопата и емкость. Нужны, чтобы переносить и засыпать сухой раствор на поверхность.
  5. Веник (тряпка). Им сметают с поверхности излишки раствора и мусор.
  6. Ведра или шланг. После засыпки раствора, его необходимо будет залить водой.

Зачем межплиточные швы нужно фуговать?

Межплиточные швы выполняют важную функцию. Благодаря дистанции между отдельными элементами нагрузка на поверхность распределяется более равномерно и плитка меньше разрушается.

Чтобы швы выполняли свою задачу, их нужно фуговать – заполнять наполнителем из специальных сыпучих материалов. Как это влияет на качество покрытия?

  • Шовный наполнитель предотвращает прорастание между плитками сорняков, травы, образование гнезд насекомых.
  • Когда швы заполнены, в них меньше попадает вода. В противном случае влага будет проникать в плитку, зимой замерзать и разрушать ее. После нескольких циклов замерзания-оттаивания плитка потрескается.
  • Наполнитель выполняет роль амортизатора и не дает плитке сломаться, если на нее в какой-то момент будет оказываться большая нагрузка.

Зафугованные швы подчеркнут красоту мощения и придадут ему завершенный вид

Зачем нужно заделывать швы?

Тротуарное покрытие укладывается на специально подготовленное основание из цементно-песчаной смеси, а в случае больших весовых нагрузок — на армированный бетон. Такая технология обеспечивает мощению необходимую устойчивость и долговечность. Однако, если не выполнить необходимые завершающие работы, такое покрытие может быть разрушено вследствие внешних факторов.

Наиболее отрицательное воздействие оказывает вода, поступающая на поверхность во время дождя и при таянии снега. Монолитное цементно-песчаное или бетонное основание не дает этой влаге свободно уходить в грунт. В результате в холодное время года, при отрицательной температуре, скопившаяся в межплиточных швах вода замерзает, превращаясь в лед, расширяется и начинает разрушать тротуарную плитку.

Другим отрицательным фактором являются семена сорных растений. Постепенно в швах скапливается грунт, и попавшие в него семена растений начинают прорастать. Корневая система, оказывая сильное давление на плитку, способствует ее смещению с места и возможному разрушению.

Крайне негативное воздействие на плиточное покрытие оказывает попавший в швы мусор. Загнивая, он может стать химически активным и начать разрушение материала. Кроме того, скопившийся мусор привлекает насекомых и в результате их жизнедеятельности плиточному покрытию наносится непоправимый вред.

Избежать подобных неприятностей можно, если своевременно будет осуществлена затирка швов тротуарной плитки. Как правильно это сделать — будет рассказано ниже.

Пошаговая инструкция

Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:

  •  подготовка бетонной подушки;
  •  монтаж бордюров;
  •  фиксация плит;
  •  заполнение швов;
  •  обработка покрытия.

Подготовка подушки из бетона

подушка из бетона

Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.

Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.

Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.

Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.

При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.

Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.

Установка бордюров

установка бордюров

В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.

До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.

Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.

Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.

Как правильно класть?

Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.

После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.

При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.

Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:

  •  “елочка”;
  •  “плетенка”;
  •  по диагонали;
  •  “шахматка”.

схемы монтажа блоков тротуарной плитки

Заделка швов

заделка швов

Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.

Причины прорастания травы в швах между плитками

Зачастую основная проблема, с которой сталкиваются владельцы загородных участков – это нерадивость мастеров, которые укладывали плитку. Ведь если изначально правильно заделать швы, для травы просто не останется шанса. И не стоит думать, что если тротуарная плитка была уложена на бетонную подушку, никакой сорняк не прорастёт. Здесь дело совсем в другом.

ФОТО: stroydvora.ruЛучше всего качественно заделать швы сразу после укладки тротуарной плитки

В процессе эксплуатации в швы попадает грязь, земля и пыль, которые постепенно полностью заполняют промежутки. Ветер приносит семена сорняков, ну а дождь доделывает работу – трава прорастает и начинает разрушать тротуарную плитку

Поэтому необходимо обратить особое внимание на щели, правильно подобрать затирочный материал. И сделать это требуется как можно быстрее

Если же трава уже проросла, то сначала необходимо её удалить. А как это сделать, стоит разобраться подробно.

ФОТО: larastock.comЕсли трава уже проросла, придётся потрудиться, чтобы полностью её удалить

Затирка швов тротуарной плитки: чем и как заделывать

Финальным этапом укладки брусчатки является заполнение межплиточных швов. Чем же засыпать швы тротуарной плитки, чтобы она прослужила вам долгие годы?

Интервал между брусчаткой

Особенное внимание следует уделить расстоянию между плиткой. Наличие дистанции между кирпичами дает возможность им взаимодействовать друг с другом и равномерно распределять нагрузку по всей поверхности

К тому же укладка плитки с правильными интервалами дает возможность визуально сгладить фабричные допустимые неровности тротуарных изделий, в случае изменения формы брусчатки при температурных изменениях компенсируют их размер. Многие считают, что ребристые фиксаторы брусчатки заменяют швы – это ошибка. Если плитка будет уложена слишком близко друг к другу, то материал, выбранный в качестве засыпки, не будет выполнять свои функции. Как следствие – быстрое разрушение тротуара (потертости, сколы, трещины). Затирка швов тротуарной плитки должна быть подобрана таким образом, чтобы обеспечивать эластичное взаимодействие между элементами мощения. Средняя толщина – 3-7 мм.

Зачем затирать швы брусчатки

Как любое бетонное изделие тротуарная плитка имеет поры и микротрещины. В поры попадает вода, которая до конца не высыхает, из-за чего в брусчатке накапливается влага. В период снижения температуры вода в порах расширяется, что приводит к появлению еще большего количества трещин и в скором времени поверхность тротуара разрушается.

Также, в случае незаполнения щелей между брусчаткой, туда может попасть всевозможный мусор, который будет царапать и разрушать камень, а некоторый из них может начать гнить, как следствие – появление лишней влаги, насекомых, посторонних запахов.

Еще одна причина – вибрация. Если между элементами мощения есть зазоры, то вибрация от заезда автомобиля, ходьбы человека и пр. легче воздействует на поверхность, следствие – отрыв плитки от основания.

Вывод: плиточные швы всегда должны быть заполнены.

Песчано-цементная смесь

Многие производители не рекомендуют засыпать швы цементно-песчаной смесью (гарцовкой). Обусловлено это тем, что такая затирка для тротуарной плитки, как правило, выглядит не эстетично. Мало у кого получается затереть плиточный шов гарцовкой не испачкав ее при этом. Особенно плохо это выглядит на цветной тротуарной плитке, которая становится серой после высыхания цемента. Засыпав щели песчано-цементной смесью их нужно пролить водой, вот именно в этот момент и пачкается камень.

Если же исполнитель дает гарантию, что эстетическая составляющая не будет нарушена, или вас это не беспокоит, тогда гарцовка подходит для этих целей: необходимо засыпать швы, пролить водой, после усадки затирки заполнить их повторно. К тому же, при ее использовании насыщение швов влагой будет меньше, чем при использовании просто песка, такое заполнение более препятствует росту травы, хуже выветривается и вымывается дождями.

Речной песок

В большинстве случаев заделка швов тротуарной плитки происходит речным песком. Лучше всего использовать сухой без примесей фракции 0-2 мм. Крупнозернистый песок может неравномерно заполнить интервалы, а наличие примесей, например глины, может оставить пятна на поверхности тротуара. Заделывать швы песком нужно в два этапа:

  • заполнение песком до трамбовки ФЭМ: после укладки плитки швы просыпают песком, дают постоять, если нужно, проливают водой, затем сметают остатки и трамбуют плитку;
  • заполнение песком после трамбовки: после трамбовки брусчатки, образовавшиеся пустоты просыпают песком еще раз, и после окончательно сметают лишний слой.

Песок, особенно в первый год эксплуатации тротуара, может выветриваться и вымываться во время дождей, поэтому надо следить за его уровнем в швах и своевременно при необходимости подсыпать.

Через некоторое время между плиткой может начать прорастать трава, мох. Чтобы снизить вероятность прорастания растительности, пользуйтесь щеткой для уборки тротуара. Если же мох уже появился и сильно портит внешний вид, используйте аппарат подачи воды со струей большого давления. Он поможет избавиться вам от нежелательных сорняков, но при такой очистке из щелей может выбиться и затирка, поэтому после окончания очистительных работ засыпьте песок, используя щетку, там, где это нужно.

Этапы укладки тротуарной плитки

1. Разметка дорожек и площадок.

Разметка производится с помощью рулетки, колышков и строительной бечевки. Разрабатывается рисунок для укладки тротуарной плитки. Сразу же планируются водостоки. После того как разметка будет завершена, необходимо пройтись по будущей дорожке, чтобы проверить удобство пользования и при необходимости подкорректировать ее расположение и размеры.

2. Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Это самый важный этап в процессе сооружения дорожек. Правильное основание не позволит дорожке или площадке «просесть» и обеспечит долголетие мощению. Дорожка представляет собой «бутерброд» из последовательно уложенных слоев.

В самом низу: щебень — 15 см., затем песок — 10 см. Между слоем щебня и песка укладывается геотекстиль. Это предотвратит просыпание песка в слой щебня и сделает основание более долговечным. Далее укладочный слой сухой смеси, — 3 см., и тротуарная плитка — 7 см.

Выкапывание профиля под дорожку.

Выемка дерна на глубину около 150 мм. При выкапывании профиля под дорожку из тротуарной плитки необходимо правильно рассчитать его глубину, для того чтобы рационально использовать щебень и песок. Если дорожка прокладывается в освоенном саду по существующему газону или другой поверхности, которая останется без изменений, глубина профиля составит: щебень 15 см. + песок 10 см. + сухая смесь 3 см + плитка 7 см. = 35 см.

При выкапывании профиля под дорожку из тротуарной плитки образуется излишки вынутого грунта, и следует заранее подумать о том, как им распорядиться. Вывоз за пределы участка потребует определенных затрат, поэтому лучше использовать его для планировки рельефа или засыпке ненужных ям на участке.

После того как профиль сформирован, делается отсыпка застилаемой поверхности щебнем фракции 5—20 мм толщиной слоя 10—20 см. (при условии заезда автотранспорта) с последующим поливом поверхности водой и трамбовкой. Отсыпка по утрамбованному щебню слоя слегка увлажненного песка слоем с последующим выравниванием с помощью рейки. В непучинистых грунтах без заезда грузовых автомобилей допустима отсыпка крупным слегка увлажненным песком толщиной слоя 10-15 см.

Последующие операции: открытие канавок для бордюров, трамбование дна канавок и отсыпка 5 см. слоя песка на дно канавок; установка в канавку бордюров.

Итак, основание готово можно приступать к укладке плитки.

Укладка тротуарной плитки на сухую смесь

В качестве укладочной смеси используется готовая сухая смесь или смесь из цемента и песка. Из них смесь готовится самостоятельно (соотношением 1 : 4) непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.

Толщина слоя укладочной смеси обычно составляет 3 см. С помощью уровня постоянно проверяем поверхность плитки на наличие уклона, при необходимости осаживаем отдельные плитки или подсыпаем под них дополнительные порции сухой смеси.

После окончания укладки засыпаем поверхность тротуарной плитки песком и трамбуем, чтобы набить песок в швы. Сметаем излишний песок и проливаем поверхность водой. При необходимости повторяем процедуру. Необходимо подождать пару дней, перед тем как начать пользоваться дорожкой.

Укладка тротуарной плитки на цементный раствор.

Цементный раствор (толщиной 2 см.) обычно используется при укладке тротуарной плитки на бетонное основание (отмостка вокруг дома, площадка для машин и т.д.). За один прием укладка ведется на площади не более половины квадратного метра. Уложив плитку, проверяем и поправляем ее поверхность по уровню. Раствору необходимо схватиться в течении нескольких часов, а ходить по такой дорожке можно будет не ранее чем через три дня.

Использование сухой смеси

Для приготовления смеси просеивается песок до величины 0,3 мм, берется марочный цемент ПЦ-400 либо ПЦ-500 в пропорции 1:5, 1:6 к песку. Для лучшего смешивания в емкость засыпается половина необходимого количества песка, затем цемент и оставшийся песок. Такая техника замеса защищает от цементной пыли.

Смесь тщательно размешивается без использования воды в емкости или бетономешалке. Полученная масса насыпается в промежутки между плитками и прометается щеткой или веником. Процедура проводится до полного заполнения расстояний. Остатки смеси удаляются с вымощенной поверхности, после чего плитка поливается водой.

Через 4 суток намокшая затирка схватывается и проседает, процесс заделки повторяется. Главный недостаток способа — используется такая затирка только для серых изделий. Сухая смесь для заделки щелей между плиткой из натурального камня не применяется, поскольку поверхность сильно загрязняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector