Кран-буксы с резиновыми и керамическими вкладышами: быстрый ремонт своими руками
Содержание:
- Установка кран буксы
- Ремонт керамической кран буксы
- Кран-буксы
- Течёт кран Ремонт кран-буксы один раз и навсегда, проверено
- Уход за смесителем: как продлить срок службы
- Установка кран буксы
- Ремонт букса
- Разбираем кран-буксу
- Преимущества керамики
- Особенности замены буксы
- Разновидности кран букс и их особенности
- Достоинства и недостатки разных видов
- Ремонт кранов своими руками
- Снятие декоративных колпачков и вентиля – последовательность действий
- Как открутить кран-буксу если она прикипела и вытащить ее из смесителя
Установка кран буксы
В случае необходимости покупки нового крана нужно учитывать, где было произведено изделие. Импортные краны имеют шток со шлицами для установки маховика, а наши с квадратом, к которому крепится маховик. Установочная резьба двух видов — 1/5 и 3/8 дюйма. Это необходимо обязательно учитывать при покупке нового крана. Проще всего принести снятый кран в магазин, а консультанты подберут необходимый. Замена кран буксы производится после того, как было очищено посадочное место от грязи и ржавчины. В случае установки отремонтированного крана, он тоже чистится грубой металлической щеткой. После подобной обработки посадочного места и самой буксы, на резьбовое соединение наносится тонкий слой водостойкой смазки, которая позволит в дальнейшем, при необходимости, легко заменить изделие. Для улучшения изоляции на резьбу можно намотать несколько витков уплотнительной фум-ленты.
Кран букса на место вкручивается руками, а затем подтягивается гаечным ключом до нужного состояния, стараясь не повредить уплотнительную прокладку на седле крана.
Теперь можно открывать перекрытые краны и проверять выполненную работу.
https://youtube.com/watch?v=ySjFzuTy6eA
Ремонт керамической кран буксы
Можно ли починить керамическую кран буксу? Ответ — да, хотя многие мастера склоняются к тому, что намного проще ее поменять. Но мы не ищем легких путей и рассмотрим пошагово как ее отремонтировать.
Ремонт вентиля
В большинстве случаев причиной протечки становится износ уплотнительной прокладки. Со временем она теряет свои рабочие свойства и эластичность и ее необходимо заменить.
- Для начала нужно снять вентиль крана. Чтобы открутить стопорный винт потребуется удалить пластиковую декоративную заглушку. Сделать это можно ножом, аккуратно ее подцепив. Для снятия маховика потребуется приложить некоторые усилия.
- Снимаем декоративный колпачок — «фартук». Для этого воспользуемся разводным ключом, предварительно подложив под него кусочек ткани, чтобы не повредить никелированное покрытие. Зачастую на резьбовом соединение образуется окисел, препятствующий нормальной работе. Для облегчения работы можно нагреть колпачок строительным феном или залить резьбу уксусной кислотой.
Не получается открутить кран буксу — читайте как это сделать здесь.
- После получения доступа к буксе ее нужно выкрутить. Выкручивается она против часовой стрелки.
- После извлечения кран буксы ее необходимо тщательно очистить от шлака и промыть. Только после этого можно приступать к ремонту.
Если из под вентиля сочилась вода, то причина в нарушении резинового уплотнителя — прокладки между корпусом и седлом кран буксы.
Заменить ее не составит труда, так не придется разбирать кран буксу. Приобрести ремонтный набор можно в любом строительном магазине — например у нас в Леруа его стоимость составляет 50 рублей.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Перед заменой прокладки внимательно осмотрите место посадки на кране не предмет образования трещин и сколов. Если таковые имеются, то придется менять кран целиком.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Если нет возможности купить ремонтный набор или самостоятельно вырезать прокладку, то можно воспользоваться силиконовым герметиком. Нанесите тонкий слой герметика на старую прокладку и установите кран буксу. Этот нехитрый прием временно остановит течь, но не подойдет для длительного срока эксплуатации.
Замена прижимной шайбы
Для компенсации зазоров между керамическими шайбами используется прокладка, выполненная из фторопласта или капролона. В связи с тем, что на нее приходится значительная часть нагрузки со временем она утоньшается и изнашивается, что незамедлительно приводит к просачиванию воды.
- В данном случае без разбора не обойтись. Сначала удаляем стопорное полукольцо и вынимаем шток.
- Снимаем керамические вставки и прижимную шайбу.
- Производим замену и собираем в обратной последовательности, предварительно смазав поверхность тонким слоем консистентной смазки.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При обратной сборке важно правильно установить керамические вставки притертой стороной друг к другу и не перевернуть их
Чистим кран буксу
Водопроводная вода содержит примеси и инородные тела, которые проходят через кран буксу и оседают на вставках. Чтобы их удалить также потребуется произвести разборку. Затем все детали тщательно моются. Также стоит внимательно осмотреть пластины на предмет повреждений. Если они значительные, то стоит их заменить.
Если нет возможности приобрести рем.комплект, то можно самостоятельно отшлифовать пластины. Для этого понадобиться мелкоабразивный порошок, которым шлифуют клапана. Данный порошок нужно смешать с машинным маслом и нанести на кусочек стекла. Затем круговыми движениями отшлифовать керамические вставки и произвести сборку кран буксы. Также необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки.
Повреждение металлических элементов
Если при разборе вскрылись такие недостатки, как:
- Сколы или трещина на керамических вставках
- Нарушение целостности корпуса кран буксы
- Повреждение резьбовых соединений
Все данные недостатки не подлежат ремонту и придется менять кран буксу в сборе.
Кран-буксы
Различия
Чтобы разобраться в том, как поменять кран-буксу в смесителе, а ещё лучше, отремонтировать её, нужно понять из чего она состоит и как работает, то есть, как с её помощью регулируется водный поток.
Весь ремкомплект делится на подвижные и неподвижные части, где к первым относится стопорное кольцо или скоба, шток с вилкой, шумогаситель и верхняя керамическая пластина с отверстием. К неподвижным деталям относится сам корпус, нижняя керамическая пластина с отверстием и резиновое кольцо для уплотнения. (См. также статью Гибкая подводка для смесителя: особенности.)
Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что отверстия в керамике расположены не по центру и именно этот фактор позволяет регулировать поток воды. То есть, когда отверстия совпадают, то открывается полный проход, но при вращении верхней пластины вокруг своей оси, отверстия постепенно смещаются относительно друг друга, что уменьшает проход до полного его закрывания. Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе
Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе.
В том случае, когда при закрывании-открывании вентиля нужно сделать много оборотов (от 5-ти до 10-ти), то это говорит о том, что там стоит запорная арматура с червячным механизмом. Несмотря на то, что замена кранбуксы в смесителе такого типа производится практически одинаково с керамическим вариантом, тем не менее, её устройство несколько иное.
В этом случае шток служит в качестве поршня, который поднимается и опускается при помощи червячной передачи, но для того чтобы через этот узел не протекала вода, там находится жировая камера.
Изредка причиной выхода такого механизма из строя является износ резьбы «червячка», но в большинстве случаев, это износ резиновой прокладки на поршне, так что замена кран-буксы в смесителе здесь не нужна — достаточно просто сменить прокладку (клапан).
Ремонтные работы
Нам для начала нужно снять вентиль, как открутить кранбуксу на смесителе можно только после его демонтажа (мешает). Для этого поддеваем ножом или отвёрткой декоративную заглушку в центре барашка и снимаем её, под низом находится болт, который нужно открутить и тогда мы снимем вентиль
Если у вас стоят ручки, то такой болт, как правило, находится под рычагом на корпусе ручки (он тоже закрыт заглушкой).
Теперь нам нужно снять контргайку, выкручивая её против часовой стрелки, только это нужно делать осторожно, чтобы не поцарапать корпус. Зачастую над контргайкой может быть ещё одна, декоративная гайка, которую в большинстве случаев можно открутить руками. Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.
Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.
Теперь вы можете просто пойти со снятым запорным механизмом в магазин и купить такой же, благо, его цена невелика, но можно избавить себя от покупки, если его разобрать и отремонтировать. Для этого снимите со штока стопорное кольцо и выдавите его стержнем из корпуса керамическую пару вместе с прокладкой. Если на корпусе есть налёт, то вам нужно будет ударить по торцу штока отвёрткой или пассатижами.
- Для того чтобы устранить протечку, нужно увеличить толщину сплющенного кольца, но так как это сделать невозможно, мы просто увеличим длину внутреннего комплекта буксы. Для этого посмотрите на фото вверху — там вы видите, куда наклеить два-три слоя изоленты, чтобы увеличить толщину верхней керамической пластины. Кроме того, под резиновое уплотнительное кольцо можно подставить самодельную шайбу из медной проволоки, как бы увеличив толщину прокладки. (См. также статью Как выбрать раковину: особенности.)
- Замена резинового клапана в кран-буксе с червячным механизмом вообще не вызовет каких-либо проблем. Для этого откручиваете болт с шайбой и меняете клапан (можно даже на самодельный, из толстой резины).
Течёт кран Ремонт кран-буксы один раз и навсегда, проверено
В продаже можно найти смесители разного ценового уровня:
- У недорогих моделей, корпус которых выполнен из силумина (сплава алюминия с кремнием), как правило, и внутренние детали изготовлены из более дешевых материалов – нержавеющей стали, пластика, резины. Такие смесители не слишком долговечны.
- Более дорогие разновидности смесителей выполняются из медных сплавов – латуни, бронзы. Детали смесителей, как правило, хромированы или покрыты другими разновидностями металлов, а для изготовления уплотнительных прокладок используется качественный полимерный материал.
Однорычажные модели более надежны, чем двухвентильные. Однако последние пользуются не меньшей популярностью, поскольку они прекрасно подходят для оформления интерьеров в романтическом или ретро-стиле. Однорычажные же смесители стильно дополнят современные и авангардные интерьеры.
Уход за смесителем: как продлить срок службы
Немного о том, как ремонт смесителя отодвинуть на длительный срок. Одно из простых решений – следить за качеством воды, подаваемой в смеситель, используя для этого современные фильтры механической очистки. Твердые частицы песка и камешков не будут портить детали, и они проработают гораздо дольше.
Рекомендуется установка фильтров грубой очистки в начале развилки водопровода жилища. Сегодня потребителю доступен самопромывной фильтр. Все отфильтрованные отложения с него направляются прямиком в канализационный сток.
Возможность установить большой фильтр есть не всегда. Там, где ее нет, сам смеситель подключают к соединительным краникам, где уже встроены очистительные фильтры.
Существуют фильтры, способствующие снижению жесткости воды
Это важно для смесителей из керамики, так как они больше остальных страдают из-за наличия солевых отложений в воде
И напоследок совет от бывалых сантехников. Если при включения смесителя гудят трубы, нужно проверить, насколько хорошо они зафиксированы и при необходимости закрепить их хомутами.
В некоторых случаях гудение обусловлено высоким давлением в трубах, тогда потребуется установка специального редуктора, чтобы снизить давление. Часто этот шум вызван изношенностью прокладок вентилей, после замены он исчезает.
На нашем сайте есть целая статья посвященная проблеме гудящих труб, рекомендуем ее к прочтению.
Установка кран буксы
В случае необходимости покупки нового крана нужно учитывать, где было произведено изделие. Импортные краны имеют шток со шлицами для установки маховика, а наши с квадратом, к которому крепится маховик. Установочная резьба двух видов — 1/5 и 3/8 дюйма. Это необходимо обязательно учитывать при покупке нового крана. Проще всего принести снятый кран в магазин, а консультанты подберут необходимый. Замена кран буксы производится после того, как было очищено посадочное место от грязи и ржавчины. В случае установки отремонтированного крана, он тоже чистится грубой металлической щеткой. После подобной обработки посадочного места и самой буксы, на резьбовое соединение наносится тонкий слой водостойкой смазки, которая позволит в дальнейшем, при необходимости, легко заменить изделие. Для улучшения изоляции на резьбу можно намотать несколько витков уплотнительной фум-ленты.
Кран букса на место вкручивается руками, а затем подтягивается гаечным ключом до нужного состояния, стараясь не повредить уплотнительную прокладку на седле крана.
Теперь можно открывать перекрытые краны и проверять выполненную работу.
Ремонт букса
Прокладка для кран-буксы
Чаще всего в буксах из строя выходят прокладки – именно из-за них кран начинает течь.
Чтобы произвести их замену, понадобиться приобрести ремкомплект, он есть в наличии на любом рынке сантехнического оборудования.
Обратите внимание: импортные и отечественные конструкцию требуют разные наборы ремкомплекта
Замена прокладки в седле крана
Такая прокладка обеспечивает герметизацию буксы в самой конструкции. Она надевается на наружную часть корпуса и выполнена в форме кольца. Чтобы ее поменять, не понадобится даже снимать буксу. Для этого необходимо:
Можно герметизировать конструкцию «на скорую руку», при помощи силиконового герметика
- Отключить воду в доме, чтобы не допустить непредвиденного затопления.
- При помощи плоской отвертки подцепите верхнюю пластиковую крышку вентиля.
- Выкрутить закрепительный винт и снять маховик.
- Выкрутить верхнюю часть буксы из седла.
После этого у вас в руках должен оказать шлямбур, иначе патрубок, с надетым на него резиновым кольцом. Кольцо снять, на его место поставить новую прокладку и выполнить все действия в обратном порядке. Но перед этим нужно убедиться, что в кране нет значительных повреждений – сколов, раковин, иначе вся процедура будет впустую, и придется менять весь кран.
О том, как выполнить монтаж пленочного водяного пола, читайте здесь.
Также предлагаем Вашему вниманию статью о том, как сделать стяжку пола своими руками.
Замена прокладки керамической пластины
При износе прокладки кран издает характерный гул
Если вода при закрытом клапане протекает непосредственно из смесителя, а не из-под вентиля, то проблема в прокладке керамического диска. Для ее замены придется полностью разобрать буксу. В этом нет ничего сложного, все шаги повторяются из предыдущего пункта, кроме последнего. На последнем этапе при помощи гаечного ключа надо выкрутить буксу непосредственно из смесителя – букса снята.
Затем, при помощи нехитрых манипуляций, разделяем верхнюю и нижнюю части и получаем доступ к керамическим дискам. Между верхней пластинкой и корпусом должна находиться прокладка, обычно она белого цвета. Именно ее необходимо поменять. Выполнив замену, проведите все операции в обратном порядке.
Это интересно! Замена кран букса в смесителе: правила сборки и установка
Замена керамических дисков
Можно попытаться устранить неровности, затерев их грифелем простого карандаша
В некоторых случаях проблемы могут создавать керамические диски. Они идеально отшлифованы и притерты между собой, благодаря чему при закрытом вентиле плотно прилегают друг к другу и не пропускают воду. Если между ними попадет какая-нибудь песчинка, то герметизация нарушится. Поэтому, разобрав буксу, потрудитесь проверить и прочистить, в случае необходимости зазор между дисками.
Обратите внимание: выполняя сборку, не затягивайте гайки слишком туго, иначе прокладки порвутся или повредится резьба. Другой серьезной проблемой является образование царапин и борозд на поверхности диска
В таком случае придется менять пластинки, которые должны находится в ремкомплекте
Другой серьезной проблемой является образование царапин и борозд на поверхности диска. В таком случае придется менять пластинки, которые должны находится в ремкомплекте.
Выполнив все операции, соберите кран и проверьте свою работу на добросовестность.
Как отремонтировать сломанную кран-буксу, смотрите в видео:
Разбираем кран-буксу
Снимаем силиконовый уплотнитель.
Имеется множество способов решения этой проблемы, но практически все они дают временный результат. Можно под силиконовое кольцо дополнительно подложить ещё и резиновое. За счёт этого прижимная сила на керамические пластинки увеличится, вода течь перестанет, но эффект будет временным. Можно подмотать изоленту, но реально помогает только наш способ с медной шайбой.
Без особого труда снимаем стопорное кольцо – главное, чтобы оно от старости не лопнуло.
Выдавливаем в обратную сторону шток.
Здесь имеются два резиновых уплотнителя и фторопластовое кольцо, через которое сам шток упирается непосредственно в корпус.
Это кольцо стачивается, и шток постепенно начинает выходить наружу.
Естественно, ослабевает давление на керамические пластины. С этим фторопластовым кольцом кто и что только не пытались делать – выпиливают, вытачивают, но всё это расползается.
Мы же вместо фторопластового кольца ставим медную шайбу – и потом собираем кран-буксу обратно.
Преимущества керамики
В отличие от привычной кран-буксы с прокладкой из резины в керамической запорным элементом служит пара пластинок из керамики. Материал очень твердый, поэтому на нем не образуется царапин. Пластины плотно прилегают друг к другу, могут поворачиваться и имеют отверстия. За счет схождения и расхождения отверстий при повороте пластин относительно друг друга, открывается, закрывается и регулируется водный поток.
На «червячной» кран-буксе с резиновыми прокладками необходимо сделать несколько оборотов, прежде, чем она полностью перекроет поток воды. С керамикой дело обстоит несколько проще – полоборота и вода закрыта!
Из-за того, что краны с прокладками приходится закручивать с усилием, резина быстро изнашивается и начинает пропускать воду. Поэтому резиновые прокладки приходится менять довольно часто.
Принцип работы стандартной керамической кран-буксы заключается в следующем. Одна из двух пластин фиксируется в самом корпусе механизма, в то время как другая выемками зацепляется за шток, к которому прикреплен маховик (барашек) смесителя.
При повороте маховика верхняя пластина смещается, открывая проход потоку воды. Такая конструкция может служить очень долго, но стоит немного дороже прежней модели. Достаточно плохо подобный механизм относится к грязной и жесткой воде, поэтому рекомендуется перед краном установить хотя бы простейший фильтр.
Краны с керамическими пластинами открываются легко, просто и, самое главное, совершенно бесшумно. Достаточно повернуть маховик смесителя на 90 градусов, чтобы обеспечить полный напор воды.
Для того чтобы лучше увидеть все достоинства данной модели, давайте посмотрим из каких частей она состоит и для чего они предназначены.
Итак, керамическая кран-букса состоит из:
-
Корпуса;
- Штока;
- Фиксатора штока;
- Поворотника;
- Двух керамических пластин;
- Прокладки.
Корпус, как правило, делается из различных сплавов цветных металлов. На нем имеется герметизирующая прокладка, благодаря чему нет необходимости для дополнительной изоляции (лен, лента ФУМ и так далее).
По сторонам имеются щели для поступления воды
Приобретая такую кран-буксу в магазине, необходимо обратить внимание на длину ее корпуса. Она может отличаться от длины корпуса буксы, стоявшей в вашем смесителе
Шток удерживается на корпусе при помощи фиксатора. Он обычно изготавливается из стали и выдергивается с помощью обычной плоской отвертки. Поворотник – это та часть, которая отвечает за движения рукоятки. Она достаточно хрупкая и легко ломается при применении лишних усилий.
Верхняя керамическая пластина соединяется с поворотником. Раньше эта пластинка поворачивалась на определенное расстояние. В новых моделях производители убрали это ограничение.
Вторая пластинка должна идеально совпадать с верхней, иначе вода будет плохо поступать. Для этого на нижней пластине имеются дополнительные выступы, за счет которых она надежно фиксируется в корпусе. Для наилучшей работы пластинки необходимо обработать силиконовой смазкой перед сборкой.
Прокладка отвечает за герметичность конструкции. Ее задача сделать так, чтобы вода текла только в одном направлении – между пластинами. В работе и трении не участвует, поэтому живет достаточно долго. Срок службы зависит в основном от качества воды, которая бежит из крана.
Когда мы своей рукой поворачиваем барашек смесителя, шток с поворотником смещают верхнюю керамическую пластину относительно нижней, открывая проход потоку воды. Поворачиваем обратно, пластина встает на свое место, отверстие закрывается, и поступление воды в смесительную камеру прекращается.
Особенности замены буксы
Необходимо сразу сказать о том, что керамические механизмы не подлежат ремонту. Если одна из пластин вышла из строя, то необходимо менять полностью сам механизм. Первое, что необходимо сделать перед началом ремонта, перекрыть напор воды. После этого необходимо отсоединить крышку, которой прикрывается шток, соединяющийся с буксой. Затем нужно вывернуть винтовую заглушку. Она крепится на штоке буксы. Для этого необходимо использовать разводной ключ.
После этого вентиль и декоративный колпачок снимаются. Непосредственно сама букса выкручивается при помощи квадратного гаечного ключа на «семь». После демонтажа механизма необходимо произвести все действия в обратном порядке. Такой порядок замены буксы также подойдет для моделей, имеющих прорезиненную основу. Замена буксы – мероприятие не самое дешевое. Однако при выборе качественного механизма можно забыть о проблемах в работе смесителя на ближайшие несколько лет.
Достоинства и недостатки изделия
Любой механизм имеет достоинства и недостатки. Что касается плюсов букс, то к ним можно отнести:
- 1) Срок полезного использования. Кран-буксы при их правильной установке будут исправно функционировать не один год. По-другому обстоит ситуация с прорезиненными кран-буксами: в связи с необходимостью постоянно плотно затягивать кран возникает трение, которое и становится причиной выхода из строя таких моделей.
- 2) Высокая функциональность. Смеситель на кухню с керамической буксой – лучший способ обеспечения оптимальной подачи горячей и холодной воды в квартиру. Практически все современные смесители оснащаются керамическими кран-буксами. Это связано с тем, что открывать и перекрывать подачу воды с таким механизмом гораздо проще, чем при аналогичной операции с прорезиненными кран-буксами.
- 3) Отсутствие шумов в работе. За счет использования оксида алюминия в структуре пластин букс можно снизить шум, который возникает при соединении и разъединении пластин.
Недостатки кран-букс
- 1) Очень высокая стоимость. При сравнении с прорезиненными моделями керамические кран-буксы имеют очень высокую цену. Однако высокая стоимость полностью окупается тем, что такие механизмы приходится менять очень не часто.
- 2) Очень «плохо» реагирует на наличие примесей в воде. Это касается воды, которая подается по трубам в городские квартиры. Она содержит большое количество песка и примесей, которые оседают на пластинах. Таким образом, существенно уменьшается срок службы таких механизмов. Для предотвращения образования пыли и грязи на поверхности пластин в процессе установки кран-буксы необходимо дополнительно приобрести фильтр для тонкой очистки воды.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что кран-букса керамическая для смесителя – один из основных элементов сантехнического оборудования. Принцип их работы и материал, из которого они изготовлены, способствует тому, что данный механизм имеет очень долгий срок службы. При правильной его установке и надлежащем качестве можно забыть о проблемах с устройством на ближайшие несколько лет.
В отличие от резиновых моделей керамические механизмы имеют очень высокую стоимость. Однако в цену включается долговечность и качество работы кран-буксы. Также необходимо иметь в виду, что керамические модели кран-букс не подлежат ремонту. В случае выхода из строя одной или сразу двух пластин потребуется замена всего механизма , что существенно ударит по бюджету.
Разновидности кран букс и их особенности
В современных смесителях устанавливаются буксы следующих видов:
Червячная – название получено из-за наличия вала аналогичного типа.
В корпусе буксы, оснащенной резьбой, предназначенной для соединения со смесителем, располагается шток (поршень) и герметизирующие уплотнители. При вращении вала (маховика) определенное усилие передается на поршень, который и перекрывает подачу воды.
Преимуществами данного вида букс являются простота механизма, что позволяет производить ремонт и изготавливать прокладки самостоятельно, и невысокая стоимость.
Среди отрицательных качеств можно выделить быстрый износ комплектующих буксы и необходимость длительного вращения маховика для полного открытия/закрытия воды.
Кран-букса червячного типа
Керамическая – открытие воды происходит за счет смещения вращения штока, позволяющего совместить отверстия керамических дисков. Достоинствами данного типа являются долговечность, так как естественный износ при достаточном качестве воды или установке фильтра практически отсутствует, максимальная герметичность и возможность открытия/перекрытия волы за минимальное количество времени.
Кран-букса с керамическими дисками
Для полного открытия крана или перекрытия потока требуется повернуть маховик всего на 90°.
Шаровая – открытие и закрытие воды производится путем вращения маховика на ¼ оборота, что позволяет шару, расположенному внутри корпуса устройства разворачиваться в нужном направлении. В настоящее время шаровые буксы практически не применяются, так как не отличаются долговечностью, достаточным уровнем герметичности и не поддаются ремонту.
Смеситель с шаровой кран-буксой
Достоинства и недостатки разных видов
Червячные | Керамические | |
Стоимость | До 100 рублей | От 300 рублей |
Сроки эксплуатации | До 5 лет | От 5 до 10 лет |
Бесшумность в работе | Со временем начинают скрипеть из-за истирания резиновой прокладки | Сохраняют беззвучность хода рабочей пластины |
Возможность самостоятельной замены | Легко поменять с помощью подручных слесарных инструментов | Можно выполнить замену самостоятельно, но может потребоваться покупка дополнительных уплотнителей |
Плавность хода | Со временем начинают заедать | Сохраняют плавность хода |
Уязвимость к механическим частицам в воде | Не боятся механических частиц в водопроводе | Уязвимы к нерастворимым частицам (песку, ржавчине) |
Рекомендуем ознакомиться: Дымоход для твердотопливных котлов своими руками Можно сделать вывод, что основным достоинством червячных букс является низкая стоимость, а также устойчивость к механическим частицам, которые не скапливаются внутри механизма. Но это не компенсирует ограниченный срок эксплуатации и снижение функциональности с течением времени. По сравнению с ними, керамические кран-буксы служат практически в два раза дольше, сохраняя первоначальные механические и эксплуатационные свойства.
Ремонт кранов своими руками
Если обнаружилась протечка из-под накидной гайки в месте выхода штока, необходимо насухо протереть вентиль и немного поджать гайку. Если течь не прекратилась, гайку еще немного поджимают. Сразу сильно заворачивать гайку нельзя, иначе втулка сальника может зажать шток. Иногда, чтобы устранить протечку, требуется добавить несколько колечек сальниковой набивки. Для этого вентиль закрывают, закручивая маховик до отказа. Затем открывают краны в ванной или на кухне. Если вода из кранов не течет, значит, вентиль не пропускает. Придерживая маховик рукой, чтобы не стронулся шток, полностью откручивают накидную гайку. Затем аккуратно, так, чтобы шток оставался неподвижным, снимают маховик и накидную гайку. Втулку сальника удалять нельзя, так как давление воды может выжать сальник и в зазор хлынет вода
Втулку осторожно приподнимают и, придерживая ее рукой, укладывают несколько витков сальника в зазор между штоком и корпусом. Для сальниковой набивки используют пеньку, сплетенную в косичку и хорошо пропитанную каким-либо минеральным маслом
Чтобы полностью заменить сальник, подача воды к запорному вентилю должна быть перекрыта.
Затем шилом или тонким пинцетом удаляют остатки старой набивки. В некоторых вентилях под сальниковой набивкой находится еще и шайба (металлическое колечко, которое препятствует затягиванию сальника внутрь вентиля). Шайбу очищают и укладывают на место. В зазор между штоком и корпусом укладывают новую набивку. При этом не следует набивать слишком много сальника, так как вслед за ним придется установить еще втулку сальника и поджать ее накидной гайкой, чтобы она захватила хотя бы два-три витка резьбы. В противном случае в процессе эксплуатации накидная гайка может сорваться и повредить резьбу.
Если вентиль не держит (т. е. при закрытии не перекрывает воду), необходимо несколько раз закрыть и открыть его. Поток воды смоет кусочки окалины и мусора, и вентиль снова начнет перекрывать воду. Но если вода продолжает
поступать при полностью перекрытом вентиле, значит, либо сработалась прокладка вентильной головки, либо в седле образовались раковины или другие дефекты. В принципе, заменить прокладку несложно, но такой ремонт сопряжен с необходимостью перекрывать запорную арматуру (вентили, задвижки), расположенную в подвальных помещениях зданий. Схема подачи воды и расположение запорной арматуры известны только сантехнику, поэтому вам придется обращаться к нему.
Внимание! Иногда временно, в связи с профилактическим ремонтом или аварией, в квартиры прекращается подача холодной или горячей воды. Некоторые жильцы пытаются использовать этот момент для ремонта запорных вентилей
Этого делать нельзя, так как после ремонта вентиля нужно сразу же проверить его работу. Оставив вентиль непроверенным, вы рискуете затопить квартиру.
Снятие декоративных колпачков и вентиля – последовательность действий
Чтобы выкрутить кран, декоративные колпачки и гайку с винтом вам понадобится плоская отвертка, острый нож. Перед проведением работ перекрываем воду. На боковой части вентиля вынимаем декоративный колпачок, поддевая его отверткой или ножом. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить покрытие. Если ручка цельная, без заглушки, просто выкручиваем ее. Снимаем пластиковые кольца. Далее плоской отверткой откручивается болтовое крепление и снимается вентиль.
Если ручка цельная, без заглушки, её следует просто выкрутить
Если вентиль крана не удается отвернуть, смазываем внутреннюю часть арматуры раствором WD-40, который продается в любом магазине автозапчастей, или заливаем уксус. Оставляем на пару часов, чтобы раствор проник в резьбовое соединение и размягчил твердые отложения. После этого кран должен легко сняться. В следующем шаге разберем, как выкрутить прикипевшую кран-буксу.
Как открутить кран-буксу если она прикипела и вытащить ее из смесителя
Керамическая кран букса удобнее червячной в пользовании. Служит она значительно дольше, но и стоит дороже. Простое устройство запорного механизма позволяет осуществить ремонт керамической кран буксы своими руками и продлить срок службы узла еще на несколько месяцев.
Назначение и устройство керамической кран буксы
Кран букса представляет собой запорный механизм, расположенный внутри корпуса крана. В закрытом состоянии он перекрывает проход воды. Достаточно отвернуть вентиль, происходит смещение керамических колец с прорезями относительно друг друга. Отверстия на них становятся напротив, и вода свободно течет в носик крана.
В классических червячных буксах перекрытие воды происходит за счет прижатия резинового уплотнителя к отверстию. В результате кольцо-прокладка быстро перетирается и выходит из строя. Цена на запорный узел меньше, но менять его или прокладку приходится чаще.
Прочность керамики значительно выше. Высокая точность и чистота обработки металлокерамических деталей позволяют им тесно притираться и соединяться на молекулярном уровне. В результате без каких-либо прокладок керамика надежно перекрывает путь воде и служит долго.
Букса в одновентильном кране состоит из латунных и керамических деталей:
- корпус;
- поворотный шток;
- фиксирующая шайба;
- уплотнительное кольцо;
- пружинная шайба;
- керамические кольца.
Снаружи на корпусе имеется резьба для вкручивания запорного узла в кран. Над ним выступает уплотнительное кольцо, чтобы вода не просачивалась между буксой и корпусом крана. Шток заканчивается вверху хвостовиком квадратной или зубчатой формы. Это посадочное место под барашек вентиля
При замене буксы следует обращать внимание на форму хвостовика, посадочную резьбу, размер самого корпуса
Преимущества керамической буксы:
- работает совершенно бесшумно;
- для полной подачи воды достаточно отворачивать маховик на четверть оборота;
- срок эксплуатации в несколько раз больше.
К недостаткам относятся:
- быстро забивается, если вода содержит много примесей;
- высокая цена.
Стоимость керамической буксы в процессе эксплуатации оправдывает себя. Она не имеет в своем механизме быстро изнашиваемых деталей, которые становятся причиной протечек крана и требуют частого ремонта или замены всего узла.
Покупать керамические буксы необходимо в специализированных магазинах. Стоят они немного больше, зато качество намного выше.
Замена своими руками конструкции в смесителе
Конструкция для смесителя
Когда кран начинает капать, ванна сыреет, покрывается потеками. Необходимо вовремя производить ремонт смесителя. Для замены буксы из инструментов понадобятся:
- отвертка плоская;
- плоскогубцы;
- разводной ключ;
- отвертка крестовая.
Новая конструкция должна соответствовать основным параметрам старой. Если точные размеры неизвестны, нужно выкручивать буксу и брать ее с собой в магазин, подбирать новый узел в точном соответствии со старым. Это касается наружной резьбы на корпусе, формы хвостовика штока и длины самого изделия.
Порядок действий при ремонте смесителя.
- Перекрыть в квартире горячую и холодную воду.
- Снять в центре маховика цветную крышку. Она указывает, какую воду открывает данный кран.
- Выкрутить винт, фиксирующий маховик на штоке.
- Снять маховик.
- Если сразу сорвать буксу с места не получиться, очистить соединение от солей и известкового налета.
- Вытащить запорный узел.
- Очистить седло и резьбу внутри крана от мусора, налета и накипи.
- Вкрутить новую буксу, поставить на место маховик.
Теперь необходимо открыть воду. Во избежание динамического удара, сначала следует открутить ремонтируемый кран, затем — вентиля. Скопившийся за время ремонта воздух свободно выйдет, и смеситель заработает без резких перепадов давления в трубах.
Если откручивание не получается с первого раза из-за большого скопления накипи, следует смазать ее раствором лимонной кислоты или уксуса. Карбонатные соли вступят в реакцию и станут рыхлыми.