Мозаика

Венецианская мозаика

Искусство венецианской мозаики развивалось под влиянием тех школ, которые существовали уже долгое время. Мастера вдохновлялись примером византийских, романских мотивов. Их работы украшали самые большие соборы и капеллы. Такие работы отличались стилизованной манерой исполнения.

На мозаиках можно увидеть грузные, достаточно тяжелые фигуры людей с довольно однообразными лицами. У них грубые черты лица, тяжелая одежда, ниспадающая жесткими складками. Здесь нет таких плавных цветовых переходов. В мозаиках преимущественно преобладают насыщенные, глубокие тона синего, зеленого, серого.

Мастера из Венеции в 13 веке декорируют ряд соборов. Их работы начинают постепенно претерпевать изменения. Изображения становятся более реалистичными и мягкими. Движения становятся «живыми», свободными. Такие изменения связывают с влиянием западной архитектуры и нарастанием актуальности реалистичных тенденций в искусстве.

Укладка рисунка из мозаики на стене

Создание каменного мозаичного рисунка требует времени и мастерства. Камни приобретают на вес, подбирая при этом такие виды, которые сочетаются между собой.

На подготовительном этапе придумывают узор, рисуют эскиз и выкладывают камешки на ровной горизонтальной поверхности, чтобы посмотреть, как он будет выглядеть.

При работе с мелкими камешками использование армирующей сетки необязательно. Если же на основание из бетона или кирпичной кладки ложится крупный камень без сетки не обойтись. Ее крепят к стене тарельчатыми дюбелями и заделывают толстым слоем клеевого раствора. Замешивают клей в чистых ведрах строительным миксером. Смесь оставляют на 5-7 минут и вновь перемешивают.

После нанесения раствора начинается сам процесс создания рисунка на фасаде дома. Подобранные по цвету и размеру камни вдавливают в клей на одну треть толщины. Работы проводят аккуратно, не спеша, чтобы элементы мозаики располагались на одинаковом расстоянии один от другого.

После полного засыхания раствора проводят затирку швов рисунка. Затирочную смесь наносят тонким слоем, тщательно забивая массой каждый шов. Через полчаса промывают мозаику чистой водой с помощью поролоновой губки. Когда поверхность высохнет, ее протирают сухой тряпкой.

Что такое алмазная мозаика

Эта техника выкладывания изображений (картин) акриловыми стразами с блестящей поверхностью на полотне, разделенном на клеточки, полюбилась многим. Круглые или квадратные кристаллики крепятся при помощи клея, нанесенного на текстильный холст. Большинство наборов для такого рукоделия продаются вместе с подробной инструкцией, как ими правильно пользоваться.

История этого искусства начинается еще в 5 веке, в Греции. В те времена для выкладки картин использовались драгоценные камни, стоили работы очень дорого. Современные технологии позволили адаптировать наборы для такой вышивки под бюджет простой семьи. Для производства материалов используется акрил, покрытый путем напыления краской с эффектом мерцания. Камешки могут быть круглыми или квадратными. От их формы зависит качество и визуальное восприятие готового изображения.

Инструменты и материалы

В набор для начинающих и опытных мастериц обязательно должны быть включены не только материалы, но и инструменты для работы над алмазной мозаикой. Полный комплект:

  • прорезиненный холст со слоем клея и схемой;
  • стразы и кристаллики, разложенные по цветам в пакеты с застежкой;
  • рисунок готового полотна и инструкция;
  • лоток с продольными «ребрами» на дне и тарелочки для страз;
  • карандаш, пинцет и/или стилус;
  • квадрат сухого клея, линейка для выравнивания рядов.

Клеевая основа, нанесенная на полотно, защищена специальной гладкой бумагой или прозрачной пленкой. Ею тоже нужно уметь пользоваться – снимать сразу всю нельзя.

С помощью лотка с ребристым дном удобно переворачивать кристаллы для алмазной мозаики, слегка встряхивая емкость.

Если в качестве инструмента для работы с мелкими деталями производитель предлагает стилус, то в наборе должен быть специальный силиконовый наполнитель или сухой клей. Для работы с квадратными камушками используется, как правило, пинцет.

Типы схем

Мозаика из камушек очень похожа на обычную вышивку. Изображение выкладывается по схеме, которая может быть черно-белой или цветной.

На черно-белой схеме цвета обозначаются определенным символом. Работать с ней рекомендуется тем, кто уже имеет опыт в таком виде рукоделия.

Двухцветные руководства прилагаются, как правило, к картинам из трех-четырех цветов, небольшим по объему. При работе с ними велика вероятность совершения ошибки, часто приходится переделывать чуть ли не весь холст.

Работать по цветной схеме, размещенной на холсте, гораздо удобнее. На нее нанесены оттенки, в процессе не нужно отвлекаться на вкладыш, времени затрачивается меньше.

Формы страз

Глубина, визуальное восприятие алмазных картин зависит от формы камней и их огранки. Они могут быть квадратными или круглыми, с диагональными или продольными гранями. Граней бывает от 9 до 13.

Ракушки

Наборная мозаика из ракушек

Мозаика из ракушек ныне переживает второе рождение благодаря тому, что мозаисты перешли от выкладки узоров из раковин к созданию выразительных образов, см. рис. Декор мозаикой из ракушек придает тонкий изыск любому интерьеру. Набирается рисунок на любую основу на ПВА или силиконе.

Как материал используются раковины мелких морских двустворчатых моллюсков – шаровки, горошинки, мелких гребешков, венусов, венеруписов; из пресноводных – дрейссены. В дело идут и раковины некоторых брюхоногих, в основном улитки-верши (насса, Nassa sp.)

Наиболее известны наборная и насыпная техники, о которых ниже. В том и другом случае возможно включение в рисунок контуров из морского песка, большую часть которого составляет мелкобитая ракушка. Для яркого белого фона или, допустим, Солнца при контражурном освещении (см. рис. ниже) используют коралловый песок, который фактически тот же известняк в модификации арагонита, что и в раковинах тепловодных моллюсков.

Насыпная мозаика из ракушек

Инструмент

Для обработки раковин используется специальный инструмент, большей частью самодельный, см. рис. Пилка слева вверху – не ножовка по металлу, а миниатюрный лобзик, т. наз. янтарный; рукоятку держат двумя пальцами. Его не обязательно искать в продаже, можно сделать самому из велосипедной спицы.

Инструмент для обработки раковин

Подготовка материала

Уже при сборе раковинки нужно грубо отсортировать по цвету и размеру. Белые с светло-серые отложить отдельно, их можно будет подкрасить, см. ниже. Песок нужно промыть с кипячением несколько раз, пока вода над ним не станет почти прозрачной, затем прокалить в духовке на противне и просеять сквозь разные сита для разделения на фракции. Промывать нужно порциями по стакану-два, иначе процесс затянется до бесконечности.

Далее очищают раковины. Крупные с темным наружным слоем – периостракумом – из рогопобного вещества конхиолина (пресноводные беззубки, перловицы) обрабатывают мягкой кистью 15% раствором соляной кислоты. Размякший конхиолин счищается инструментом до перламутра. После кислотной очистки раковины нужно немедленно окунуть в раствор пищевой соды (2 чайных ложки на литр) и вымочить в чистой воде, меняя ее не менее 5 раз через полчаса.

Мелкую ракушь обрабатывают полчаса-час в разбавленном вдвое столовом уксусе; далее, если тонирование не требуется – нейтрализуют кислоту и промывают, как перламутр. Если нужно подкрасить, то анилиновый краситель разводят в холодной воде, заливают раствором ракушь так, чтобы он ее едва покрывал (для повторного использования раствор непригоден) и доводят до кипения. Ракушь на тонирование пускают сразу после кислоты, а по остывании раствора промывают под струей воды, нейтрализуют кислоту, вымачивают и сушат.

Набор

Для наборной мозаики из ракушек их нужно вчистую рассортировать по цветам и размерам. Это самая скучная и утомительная часть работы, т.к. на панно 40х60 см требуется более 5000 раковин. Набирают на клей с придавливанием. Контуры под песок либо отгораживают удаляемыми потом полосками картона, либо прикрывают шаблоном из того же картона или гипсокартона, обернутым тонкой полиэтиленовой пленкой, чтобы не приклеился намертво.

Насыпка

Изготовить насыпную ракушечную мозаику проще. Во-первых, не нужна поштучная сортировка материала, достаточно более-менее точно рассыпать по колерам. Насыпку ведут на свежий клеевой слой, подбавляя разных цветов и распределяя насыпку пальцем, как размазывают акварель. Контуры под песок выгораживают тем же способом.

Клей лучше брать силиконовый, медленно сохнущий. Перед насыпкой песка рисунок равномерно придавливают дощечкой, затем смазывают клеем песчаные участки, сыплют песок и придавливают. По застывании клея (3-5 суток) с панно отряхивают не приклеившиеся излишки; если нужно – подклеивают материал в провалы (лакуны). После окончательной сушки – готово!

Обучение на мозаичиста

Специалистов по мозаике в России традиционно готовят на кафедрах монументального искусства художественных вузов. Однако любое художественное образование позволяет работать мозаичистом. В любом случае освоение мозаичных техник требует дополнительных занятий.

Платные курсы и местер-классы проводят художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике. Они знакомят слушателей с технологиями укладки мозаики.

Учебно-производственный центр нетрадиционных ремесел (Воронеж)

Специальность «Мозаичник монументально-декоративной живописи».

Важно! Обучают инвалидов

Какие породы дерева используются для мозаики

Для производства материала применяются разные типы пиломатериалов. Самые востребованные породы древесины:

  • сосна – недорогой материал достаточно хорошего качества, имеет специфический спиралевидный рисунок структуры;
  • осина – практичное сырье с легким желтоватым оттенком, хорошо поддается обработке, но довольно мягкое;
  • орех – находится в средней ценовой категории, обладает широкой цветовой гаммой;
  • бамбук – отлично вписывается в современные стилевые направления;
  • дуб – считается самым подходящим вариантом для создания мозаики, выглядит благородно, но стоит дороже;
  • липа – для изготовления отделки применяются только молодые деревья, поскольку старые быстро разрушаются.

Для производства материала подходят береза, ясень, тик, венге, олива, акация, зебрано. Дорогие марки мозаики делают из редких пород – амаранта, лимона, палисандра, эбенового дерева, падуба.

Важно! Больше всего ценятся твердые сорта древесины, хотя спилы мягких пород тоже используются производителями. Порой для выпуска мозаики применяется даже амбарная доска, которую предварительно термически обрабатывают и тщательно сушат

При распиле древесину ставят под нужным углом, чтобы готовые элементы обрели необычную текстуру. Для создания рисунков дополнительно используют обжиг готовой мозаики

Порой для выпуска мозаики применяется даже амбарная доска, которую предварительно термически обрабатывают и тщательно сушат. При распиле древесину ставят под нужным углом, чтобы готовые элементы обрели необычную текстуру. Для создания рисунков дополнительно используют обжиг готовой мозаики.

10 золотых правил и хитростей

В «арсенале» опытных мастериц-мозаичниц есть и хитрости, и правила, благодаря которым картина получается идеальной, на работу над ней уходит гораздо меньше времени.

Холст, который был упакован свернутым в трубку, нужно выпрямить. Для этого его проглаживают утюгом на минимальной температуре с изнаночной стороны через картон или плотный тканый материал. Если есть время, можно положить его «под гнет» на 10-12 часов.
Удалять совсем даже небольшой участок защитной пленки с полотна не стоит. Лучше просто отогнуть его и зафиксировать

Отрезанные кусочки выкидывать не нужно, они пригодятся в дальнейшем.
Работать с клеем, нанесенным на холст, при выкладке алмазной мозаики нужно правильно и осторожно. Если на него все же попали загрязнения, их можно удалить влажной кисточкой или пальцем, остатки мелкого мусора снять пинцетом, дождаться высыхания и продолжать выкладку.
Клеевая основа, как правило, чуть выходит за рамки рисунка

Излишки тоже нужно защищать от загрязнений. Для этого рукодельницы пользуются отрезанной защитной пленкой – нарезают ее на мелкие кусочки и наклеивают по краям рисунка.
Переворачивать каждую стразинку в лотке с ребристым дном неудобно и затратно по времени. Есть быстрый способ – поднимаем лоток и легонько постукиваем по его донышку снизу. Большинство элементов «лягут» лицевой стороной вверх и их удобно будет брать инструментом.
Если планируется работать сразу с несколькими оттенками мозаики, то пластиковые тарелочки или пакеты – не лучший вариант. Элементы картины можно выложить на палитру для смешивания красок при рисовании.
Выравнивание рядов уже выложенных на холст камушков обязательно. Даже мельчайшие зазоры между ними испортят внешний вид алмазной мозаики. Для этого используют упругую, абсолютно прямую линейку, лучше металлическую. Рядок прижимают к предыдущему осторожно, стараясь не разрушить композицию.
Если не хватило страз одного цвета, нужно не заменять их близкими по оттенку, а постараться найти аналоги в специализированных магазинах
Сделать это сложно, но результат стоит того.
Важно понимать, что мозаика нуждается в дополнительной фиксации. Можно пользоваться подручными средствами или специальным валиком, осторожно прогладить ее утюгом через толстую ткань или положить под гнет, к примеру, под книги на ночь.
Картину после окончания работы лучше оформить в рамку под стекло
Это защитит структурированную поверхность от оседания пыли между элементами.

Дизайн мозаики

Благодаря разным вариантам дизайна, получается воплотить в жизнь любые творческие идеи и создать неоспоримо красивый интерьер.

Панно

Благодаря такому высокохудожественному элементу, который представляет настоящую картину, удается выгодно подчеркнуть эстетический облик комнаты и сформировать в нем яркий визуальный акцент.

Зеркальная 

Имеет уникальную отражательную способность, за счет которой помещение визуально становится больше, просторнее и гораздо светлее. 

Марокканская

Сложные, математически выверенные арабские узоры, отличающиеся огромным количеством элементов, строгой симметричностью и сочетанием цветов, сформируют в комнате по-настоящему величественную атмосферу восточных дворцов.

Частичная отделка и декор

Предполагает вставки и оформление только определенных областей, например колонн, книжных и каминных полок, углов, различных углублений, зоны вокруг зеркал или только половины стены, что позволяет волшебно преобразить интерьерное пространство.

Современные виды напольной отделки

Мозаичная продукция по праву считается синтезом древних и инновационных технологий. Разнообразие техник, многогранность цветового исполнения, великолепные эксплуатационные показатели делают такой материал лидером рынка облицовки. В зависимости от используемого сырья мозаика на пол может быть следующих типов:

  • Плиточная продукция: один из наиболее популярных видов, представляющий собой небольшие керамические или стеклянные квадратики, которые посажены на эластичную полимерную сетку. Плиточная напольная мозаика отлично подходит для облицовки неровных поверхностей: выступов, подиумов, углов.
  • Каменная облицовка: материал из натурального камня или смальты, когда каждому элементу присуща уникальная, собственная форма, что особенно актуально при укладке тропинок, формировании площадки во внутреннем дворе.
  • Мраморная и гранитная мозаика на пол: довольно дорогая разновидность стройматериалов, которая выделяется шикарным внешним видом. Мраморные мозаичные ковры востребованы в частных резиденциях с солидным дизайном и при обустройстве коммерческих заведений.

Среди всех существующих вариаций современной мозаики для укладки на пол самым востребованным материалом являются изделия из стекла, керамики, камня, смальты, металла, золотой фольги. Хотя стеклянная разновидность чаще применяется в качестве настенной мозаики, но и для использования на полу ее также можно купить. Она изготавливается из прочного, закаленного в процессе производства стекла, поэтому обладает абсолютной надежностью применения при грамотном выборе. Каменные квадратики правильной и нестандартной формы привносят природный шарм и обеспечивают покрытию пола удивительную долговечность.

К приоритетным видам напольной мозаики относится керамика. Керамические плиточки наделены высочайшими качественными характеристиками и отличаются длительным сроком службы. Не уступает, а по некоторым показателям и превосходит стеклянную и керамическую продукцию мозаика из смальты, которая также пригодна для укладки на пол. Особенной популярностью пользуется смальтовая напольная мозаика при обустройстве лестничных площадок, холлов, коридоров и других помещений с повышенными нагрузками. Металлическую и золотую мозаику редко используют для формирования основного напольного покрытия. Чаще всего делают стильные комбинации, сочетая оригинальный металл всевозможных оттенков с имитацией других фактур.

Преимущества мозаичной напольной облицовки

Несмотря на то, что мозаика для пола имеет множество видов, которые различаются качественным исполнением, но достоинства этого облицовочного материала схожи при сравнении всех разновидностей:

  • Возможность формировать на полу великолепные полотна и «ковры» благодаря широчайшей цветовой палитре;
  • Высокая степень устойчивости к внешним раздражителям: температурным колебаниям, нагрузкам, действию агрессивных веществ и пр.;
  • Способность создавать прочное, надежное покрытие на неровных поверхностях за счет гибкой основы-сетки;
  • Обеспечение длительного периода беспроблемной эксплуатации.

Современная напольная мозаичная плитка производства именитых фабрик Италии, Испании, Португалии, Турции отлично зарекомендовала себя на мировом и отечественном рынке керамики. Элитные коллекции наделены высочайшим качеством и удивляют многообразием дизайнерских задумок. Но не стоит пренебрегать более бюджетным вариантом мозаики для пола производства Китая или России. Такая продукция имеет оптимальное соотношение цены, надежности и эстетичности при грамотном выборе и профессиональном монтаже. Меньше

Как подобрать материал по цвету

Даже фрагменты, купленные в магазине, требуют составления грамотной композиции с учётом оттеночных сочетаний. Во время формирования узора за основу следует взять общие рекомендации законов цветоделения и личные ощущения.

При выборе оттенков, в первую очередь, следует учитывать освещение, поскольку естественный и искусственный свет по-разному раскрывает свойства мозаики. Например, светлые оттенки визуально скроют неровности и будут зрительно увеличивать пространство.

Каждый оттенок должен создавать определённое настроение. В спальне следует отказаться от контрастных тонов в пользу приглушённых пастельных. В ванной или бассейне мозаика не должна напоминать надгробие, здесь уместно использовать более яркие фактуры.

Техники отделки деревянной мозаикой

В зависимости от задумки, мозаику выкладывают всплошную, плотно подгоняя друг к другу элементы, либо формируют определенный узор. Дополнительно для отделки часто используют стекло, камешки, керамику.

Метод инкрустации

Методика включает врезание пластин, элементов, деталей из дорогих материалов в древесину (к примеру, из слоновой кости, стекла, керамики, металла, перламутра). Все составляющие мозаики должны хорошо сочетаться между собой по цвету и структуре. Вставки крепятся на одном уровне с деревом или вдавливаются вглубь него для формирования фактурной поверхности.

Существует три разновидности техники инкрустации. Первая используется для вставок больших размеров, но простой конфигурации.

Вторая подходит для исполнения сложного орнамента с ажурным изображением. В любом случае для закрепления вставок вначале делается углубление, куда наносится клеевой состав, и только потом происходит окончательное объединение составляющих.

Инкрустация дерева металлом

Третья техника представляет собой имитацию инкрустации. В этом случае выемка в древесине заполняется специальной пастой, которая повторяет цвет и текстуру бирюзы, малахита, слоновой кости или других материалов.

Метод интарсии

Мозаика представляет собой узоры, изображения, картинки из деревянных пластин разных цветов и пород (обычно не более 4 сразу). Их вырезают, шлифуют, склеивают с основой, в которой заранее делают углубление. После материал полируют, наносят масло или кипятят в особых красках.

Деревянное панно в стиле интарсия

Важно! Такая мозаика стоит дорого, но выглядит невероятно стильно и роскошно

Блочная мозаика и спилы

Изготовление блочной мозаики отличается невысокими трудозатратами, поэтому ее цена вполне доступна, а популярность наиболее высока. Берут бруски длиной до 20 см с сечением 2х2 см из дерева разных пород, склеивают их в виде блока.

После его разрезают поперек на тонкие пластины, которые будут иметь практически одинаковый рисунок. Отдельные элементы мозаики наклеивают на основу из бумаги, сетки, фанеры или продаются в первоначальном виде. Готовые панели обязательно шлифуют и покрывают лаком, воском.

Декор из деревянных брусков

Деревянная мозаика может представлять собой и небольшие древесные спилы, из которых делают панно или украшают ими всю стену. Такая отделка стоит недорого, отлично вписывается в интерьер деревянного дома, выглядит стильно и сразу придает помещению уют, домашнее тепло.

Метод маркетри

Методика проста в техническом плане, но сложна в художественном. На основу из фанеры приклеивают тонкие деревянные пластинки (шпон) разных цветов, типов, фактуры. Цель — создание оригинальных картин, панно, орнаментов.

Важно! Чтобы готовое изделие смотрелось действительно красиво, важно учесть направление волокон древесины, ее точный оттенок и другие особенности сырья. Комод из массива дерева с мозаикой в технике маркетри

Комод из массива дерева с мозаикой в технике маркетри

Почему стоит выбрать маленькую плитку для ремонта?

Выбор мозаичных плиток для оформления интерьера во многом определяется знанием и пониманием отличительных черт и преимуществ использования этого вида облицовки. Рассмотрим некоторые положительные моменты применения мозаичных покрытий, чтобы сделать осознанный и правильный выбор.

  • Размеры плиток. Маленький размер предоставляет широкие возможности для формирования сложных рисунков и нанесения их даже на криволинейные участки поверхности, а также упрощает процедуру замены отдельных кусочков при повреждении.
  • Разнообразие цветов и оттенков. Технологический прием или приемы, используемые для производства мозаики, позволяют получить широкую гамму цветов, что выгодно отличает ее от обычной керамической плитки. Живописные рисунки с тонкими переходами оттенков вносят приятное оживление в интерьер и служат предметом зависти гостей.
  • Целевое применение. Большое разнообразие материалов для мозаичных покрытий – стекло, металл, керамика, смальта, пластмасса – дает возможность сделать выбор с учетом всех особенностей и характеристик предполагаемого места использования мозаики. Хорошие показатели прочности и износоустойчивости делают целесообразным ее использование для покрытия полов, а нулевое поглощение воды стеклянной мозаикой позволяет применять материал в помещениях с высокой влажностью и в прямом контакте с водой.
  • Укладка и эксплуатация. Повышенные требования к чистоте и качеству подготовки поверхности позволяют укладывать плитки на тонкий слой клея и экономно его использовать, что при  высокой стоимости последнего позволяет существенно сэкономить. Использование мозаики в виде готовых модулей (матриц) облегчает процесс укладки, а использование выше указанных советов и рекомендаций сделает его более эффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector